Органично и перспективно

Сельскохозяйственные предприятия нашей страны в последнее время постепенно подключаются к общемировому тренду производства органической продукции.

Хотя этот сегмент и страдает от отсутствия достаточного количества данных в России о потреблении и технологиях производства, что удерживает производителей от более активного освоения этой ниши.

О том, стоит ли сельскохозяйственным предприятиям рассмотреть производство органической продукции в качестве перспективного пути развития своих предприятий изданию «АгроВестник» рассказал Олег Мироненко, исполнительный директор Национального Органического Союза. Вот некоторые выдержки из данного интервью:

"В начале 2018 г. в России потреблялось органических продуктов на 160 млн. евро, из которых только около 20% производилось непосредственно отечественными производителями. При этом наблюдается постоянный рост потребления, на 10-15 процентов в год. И это сейчас достаточно устойчивая тенденция. Если ранее мы говорили, что спрос растет исключительно за счёт городов-миллионников, то сейчас он стал опускаться и на небольшие города, например, магазины органического питания есть уже и в Угличе, и в Ярославле.

Органическое сельское хозяйство - это производство по жестким правилам. Там четко оговорено, что можно, а что нельзя. В классическом сельском хозяйстве таких правил нет. Если мы говорим, что в органическом сельском хозяйстве запрещены пестициды, то мы их не применяем. Если мы говорим, что запрещены антибиотики при лечении животных, или, допустим, стимуляторы роста - то это тоже жесткое правило, и отойти от него нельзя ни при каких условиях.

Отличия же от производства органической продукции в России и за рубежом нет, потому что мы работаем в рамках единых базовых стандартов, изменения в которые прекратили вносить в 2015 году. На сегодняшний момент мир работает по единым базовым стандартам, держателем которых является IFOAM International. Все, что создается в рамках национальных законодательств, должно соответствовать этим стандартам. Поэтому за основу российского стандарта взяты как базовые стандарты, так и наиболее проработанные 834 и 889 регламенты ЕС.

С точки зрения экспорта – готовы ли нас пускать на внешние рынки? Сейчас основными и наиболее быстро растущими рынками потребления органики являются США и Европа. Однако европейские страны уже несколько лет говорят, что они способны произвести для себя органику не более чем на 25%. И диспропорция между потреблением и производством будет только нарастать. Возникает вопрос, кто произведёт недостающую продукцию? С точки зрения ресурсов для производства органических продуктов (чистые земля, вода, воздух) у нас серьёзных конкурентов в мире немного. Поэтому мы без особого труда можем занять свободный пока рынок. А вот с продвижением на экспорт традиционной продукции, все обстоит гораздо сложнее. Года два назад у нас было много зерна, и мы не могли продать его по тем ценам, по которым мы бы хотели это сделать. С другой стороны, дефицит органического зерна был тогда настолько велик, что у нас его готовы были покупать в любых объемах, запросы были из Англии, Франции, Германии, Италии, Голландии, причем были готовы делать это по высоким ценам, и готовы делать это и сейчас.

На первом месте по потреблению - рынок США, он занимает 45 процентов в мире. На второе место можно поставить единый европейский рынок, из него выделяется рынок Германии, он на первом месте в Европе, здесь потребляют органики почти на 10 млрд евро.

Довольно быстро подтягиваются азиатские рынки, и здесь первое место занимает Китай. За короткий период он вышел на 4-е место в мире по потреблению органики.

Основными потребителями органики являются страны с достаточно высокими доходами населения и с единой позицией в отношении экологических принципов развития сельского хозяйства.

Сегодня органику можно купить во многих местах в крупных городах. Например, в Москве это «Азбука вкуса», гипермаркеты «Гипер Глобус», некоторые «Перекрестки». Там органика, правда, чуть дороже, чем в небольших специализированных магазинах. В Москве, к примеру, активно развиваются магазины «Органик маркет», года два назад их было 2-3 в Москве, сегодня их стало 13. И они стали доступнее для покупателей. Мы видим, по развитию таких небольших магазинов, что спрос на органику растет. И, например, «Органик Маркет» заявляет, что хотел бы открывать до 10 магазинов в год, и это хорошая тенденция.

Сертифицированной признается та продукция, которая соответствует национальному стандарту. А подтверждает такое соответствие стандарту сертификационный орган, который аккредитован в Росаккредитации.

Каждая компания обязана ежегодно проходить такой сертификационный контроль. Инспектора проверяют твою документацию, выезжают к тебе в поле, приходят в твои коровники, приходят на этап переработки. Все требования по сертификации есть в национальном стандарте. Те же самые правила действуют и в Европе. 

Сегодня в России кроме национальных сертификаторов работают еще и международные сертификаторы. Поэтому вы можете подтвердить свой органический статус как по национальному стандарту, так и по любому международному. К сожалению, сегодня российский органический стандарт мало известен российскому потребителю. Поэтому если вы хотите подтвердить перед потребителями свой статус еще более высоко, то вы имеете возможность в дополнение к российской пройти и международную сертификацию и получить зеленый европейский листок на свою продукцию.

Пока, до вступления в силу российского закона об органике, а это произойдет 1 января 2020 года, есть проблема с контролем. Пока закон не вступил в силу, Роспотребнадзор не занимается проверкой органических товаров на полках магазинов, и вы можете встретить большое количество фальсификата, который выдают за органическую продукцию. Мы надеемся, что с января 2020 года Роспотребнадзор активно включится в эту работу и поможет в очистке полок. Потому что для принятия необходимых мер уже все есть, все подготовлено. Есть Административный кодекс, в котором прописано наказание за обман потребителя, есть национальный стандарт, который описывает, что такое органический продукт, и говорит о том, как контролировать сертификационные органы. Поэтому мы ждем вступления закона об органике в силу и запуска всех механизмов, которые позволят потребителям быть уверенными, что на полках – именно органические продукты.

Сегодня органика из России поставляется в 10 стран, может, и более. Официальной статистики нет. Это Германия, Австрия, Великобритания и другие. Отдельных договоренностей нет, но есть контракты на уровне отдельных компаний. Примерно 15 российских компаний экспортируют свой товар за рубеж.

Я бы не советовал маленьким предприятиям ориентироваться на экспорт. Потенциальная емкость российского рынка органики может составлять в ближайшем будущем 5 млрд евро, и его еще надо наполнить. А мы на сегодняшний день производим органику на 30-40 млн евро. И как раз здесь для малого бизнеса есть большая ниша. Потому что для многих крупных компаний производить органическую продукцию невыгодно финансово. А мелким это выгодно, это уже отработанный опыт десяти лет развития органики в России.

А на экспорт действительно нужны объемы. Если вы хотите поставлять зерно, то, например, трейдер по зерновым, приходящий на рынок, интересуется, сколько гектаров у вас в обработке. Если у вас меньше 10-15 тысяч гектаров, то интерес к вам потеряют.

Сейчас в базе данных Национального Органического Союза 92 производителя, деятельность которых подтверждена сертификатами. Есть еще около 20 производителей, которые находятся в периоде конверсии. Рост количества производителей есть. Если в 2010-2015 году появлялось примерно 4 новых органических производителя в год, то в последние годы темпы увеличились, думаю, уже в этом году темпы роста составят до 20 новых производств в год.

Для российского рынка это мало. Для примера, в Литве сейчас 2400 компаний на менее чем 3 миллиона населения. Нам надо иметь 20 тысяч компаний на территорию нашей страны.

Основные рынки потребления сконцентрированы в центральной России, и там органика развивается быстрее всего. На Урале органических компаний меньше, да и рынков сбыта мало рядом, поэтому продукция, производимая за Уралом, идет в основном на экспорт.

Многое зависит и от рынков потребления, когда они будут расти, будет увеличиваться и количество производителей. Например, сейчас в Башкирии нет ни одной компании, сертифицированной как органическая. Но при этом там есть ряд сетей, которые активно начали приучать потребителей к органике. В связи с этим правительство Башкортостана приняло решение об интенсивном развитии органического сельского хозяйства и привлечении к этому своих производителей и наполнении внутреннего рынка.

Поэтому будет несколько точек роста, и те территории, которые сейчас имеют нулевое количество производителей, наполнятся, и там будет до 300-400 производителей. В итоге в России появится к 2023 году несколько тысяч производителей органики."

источник: АГРОВЕСТНИК

Возврат к списку

Новости

23.06.2020
По итогам этого года Россия может нарастить экспорт мяса на 50% до 470 тыс. т. В частности, поставки свинины и субпродуктов могут увеличиться на 60% до 160 тыс. т, мяса птицы — на 54% до 324 тыс...
15.06.2020
В Китае успешно проходит процесс испытания вакцины от АЧС. Харбинский институт ветеринарных исследований, является частью Китайской академии сельскохозяйственных наук (CAAS), на этой неделе опубликовал результаты первых испытаний вакцины от африканской чумы свиней , сообщает информационное агентство Xinhua...
03.06.2020
Минтруд подготовил документ об особом порядке увольнения сотрудников и введения режима простоя во время пандемии. В проекте также прописаны условия вывода работников в смены и права на изменение их обязанностей без согласия...
19.05.2020
Россия отменила требование о раздельной перевозке продовольственных и непродовольственных товаров, говорится в сообщении Евразийской экономической комиссии.Требования к процессу перевозки пищевой продукции регулируются техрегламентом ЕАЭС, согласно ему, продукты и другие товары могут перевозиться вместе, но не должны влиять друга на друга...
06.05.2020
Журнал для предпринимателей Inc. Russia со ссылкой на Bloomberg сообщает, что пандемия COVID-19, вызванная новым типом коронавируса из мира животных, снизила доверие потребителей к мясной индустрии...
20.04.2020
В администрации Петербурга составили реестр системообразующих предприятий и организаций города. В список попали 154 предприятия. Это крупнейшие компании-налогоплательщики, предприятия оборонно-промышленного комплекса и организации, занимающиеся жизнеобеспечением города...
06.04.2020
На фоне пандемии коронавируса и валютных колебаний производители и поставщики продуктов настаивают на пересмотре закупочных цен до 15–20%, пишут «Известия».  Чтобы цены сразу не подскочили, производители предложили торговым сетям поднимать их постепенно, в два этапа...
17.03.2020
В январе физические объемы экспорта свежего и мороженного мяса выросли на 78,7% по сравнению с январем прошлого года. В том числе вывоз свинины увеличился на 92,9%, мяса птицы — на 94,1%, сообщила ФТС...